эромассаж
В начало В начало раздела
Дальний Восток

Гранты

Ресурсы для НКО

"Живое Море"

Информационно-образователные материалы *

Члены коалиции

Основные события достижения *

Пресса о программе

Статьи на тему

Контактный адрес

Библиотека

"Экология. Культура. Общество"

ФОРУМЫ

 

подписка на новости
ИСАР

введите адрес Вашей электронной почты для получения новостей ИСАР на Дальнем Востоке


повторное введение адреса исключит ваш почтовый ящик из списка рассылки!
english version

Программа "Живое Море"

Выдержки из Отчета Счетной палаты РФ


Выдержки из Отчета Счетной палаты РФ о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» на предприятиях и организациях Сахалинской области.

Основание для проведения проверки: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 мая 1999 г. № 3994-П ГД и план работы Счетной палаты Российской Федерации на 1999 год (п. 3.69).

Результаты проведенных контрольных мероприятий.

Краткая информация по Соглашению о разделе продукции «Сахалин-1».

Краткая информация по Соглашению о разделе продукции «Сахалин-2».

Соответствие федеральному законодательству порядка заключения и реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Обеспечение прав и интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Проверка деятельности Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в сфере регулирования отношении недропользования при исполнении Соглашения о разделе продукции «Сахалин-2».

Проверка правильности и своевременности поступлений российской стороне бонусов и других платежей при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Проверка правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями налогов в федеральный бюджет при исполнении ими Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Проверка законности, рациональности процедуры выбора юридических лиц, среди которых распределялись заказы на услуги, изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых при исполнении Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Результаты работы по привлечению российских предприятий и организаций к реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Выводы:

1. Краткая информация по Соглашению о разделе продукции «Сахалин-1».

1.10. Соглашение о разделе продукции «Сахалин-1» было заключено между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области, с одной стороны, и корпорациями «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компани. Лтд» (далее «Содеко»), ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и ЗАО «Роснефть-Сахалин» - с другой. Корпорации «Эксон» и «Содеко», ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и «Роснефть-Сахалин» в дальнейшем совместно именуются «Консорциум».

Данное Соглашение было подписано 30 июня 1995 г. От лица Государства его подписали Министр топлива и энергетики Ю.К. Шафраник и Глава администрации Сахалинской области Е. Краснояров. Конкурс на право пользования вышеуказанными участками недр на условиях раздела продукции не проводился. 10 июня 1996 года Соглашение «Сахалин-1» вступило в силу.

…1.15. …Платежи в фонд развития Сахалина и расходы по компенсации ранее понесенных государством затрат на поиск и разведку месторождений по условиям Соглашения относятся к возмещаемым затратам и подлежат возмещению за счет компенсационной продукции. На сумму этих платежей будет занижена прибыльная продукция, в том числе и доля Российской Федерации.

1.16. Концепцией первоочередного освоения месторождения «Чайво» предусматривается использовать две стационарные платформы и подводно-устьевой комплекс с охватом скважинами всей площади нефтяных оторочек.

На первом этапе освоения месторождения, по предложению оператора, предполагается использовать бетонную буровую платформу «CIDS» постройки 1983-1984 гг., которая находится на отстое в море Бофорта (по аналогии с платформой «Моликпак» по проекту «Сахалин-2»). Закупка платформы предположительно намечена на начало 2001 года.

1.17. Консорциумом разработана концепция транспорта нефти по трубопроводу в поселке Де-Кастри (Хабаровский край). Пропускная способность нефтепровода составляет 12 млн. тонн в год. Круглогодичный экспорт нефти намечается осуществлять танкерами ледового класса с терминала Де-Кастри. Строительство такой схемы оценивается в 526 млн. долларов.

1.18. Транспорт газа рассматривается по одному из двух вариантов прокладки газопровода либо на юг острова Сахалин по территории острова, либо по восточной морской трассе с выходом на Японию. Возможность экспорта газа в Китай рассматривается по трассе газопровода через Хабаровский край. Консорциум продолжает работы по обоснованию вариантов направления этих газопроводов.

2. Краткая информация по Соглашению о разделе продукции «Сахалин-2».

…2.5. С 21 декабря 1993 г. компания «Мицуи энд Ко., Лтд.», уведомив письмом от 24 декабря 1993 г. Министерство топлива и энергетики РФ, передала свои интересы по Соглашению «О подготовке технико-экономического обоснования» своему филиалу - фирме «Мицуи Сахалин Девелопмент Ко. Лтд.».

2.6. Аналогично поступила и компания «Марафон петролеум Сахалин Лтд.». передав с 1 января 1994 г. в пользу своего филиала («Марафон Сахалин Лимитед.») свои интересы по Соглашению «О подготовке технико-экономического обоснования», уведомив об этом решении Министерство топлива и энергетики РФ письмом от 4 февраля 1994 года.

2.7. По тому же алгоритму действовала и компания «МакДермотт интернешнл инвестментс Ко., Лтд.»: с 1 марта 1994 г. в соответствии с уведомлением, переданным Министерству топлива и энергетики РФ письмом от 14 марта 1994 года, она передала свои интересы по Соглашению «О подготовке технико-экономического обоснования» своему филиалу - фирме «МакДермотт Сахалин, инк.»

2.8. Через три недели (22 марта 1994 г.) согласно уведомлению, направленному Министерству топлива и энергетики РФ письмом от 25 марта 1994 года, фирма «Мицубиси Корпорейшн» передала свои интересы по Соглашению «О подготовке технико-экономического обоснования» своему филиалу - фирме «Даймонд газ Сахалин Б.В.»

2.9. В апреле 1994 г. филиалы вышеупомянутых компаний, а также компания «Шелл девелопмент Сахалин Б.В.» (правопреемником которой в соответствии с условиями Соглашения 31 января 1995 г. стала фирма «Шелл Сахалин холдинг Б.В.») в соответствии с законодательством Бермудских островов создали фирму «Сахалин Энерджи Ивестмент Компани Лтд» с целью заключения Соглашения о разделе продукции и получения лицензий для Пильтун-Астохского и Лунского участков нефтегазовых месторождений.

Капитал «Сахалин Энерджи» был сформирован за счет средств вышеперечисленных акционеров, которые вместе со своими филиалами принадлежат к числу ведущих мировых компаний, занимающихся разведкой и добычей сырой нефти и природного газа, а также сжижением природного газа.

….

211. Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (Соглашение, Проект, проект «Сахалин-2») подписано 22 июня 1994 года и вступило в силу 15 июня 1996 года.

Конкурс на право пользования недрами на условиях Соглашения о разделе продукции «Сахалин-2» не проводился.

3. Соответствие федеральному законодательству порядка заключения и реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

3.1. Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» были заключены до вступления в силу Федерального закона от 30.12.95 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», но статьей 2 данного закона им придана юридическая сила и они подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.

3.2. Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» были заключены с нарушением порядка, установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 10.06.95 г. № 684 и от 16.06.94 г. №672 проекты настоящих Соглашений должны были быть предварительно согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Однако фактически должного согласования проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации не проводилось ни в процессе подготовки Соглашений «Сахалин -1» и «Сахалин-2», ни при их подписании.

В результате в указанных Соглашениях в недостаточной мере учтены интересы Государства в вопросах экологии, недропользования, налогового и таможенного законодательства, а так же государственного контроля, что привело к ущемлению интересов Российской Федерации, проявившееся в процессе реализации данных Проектов.

3.3. Таким образом, Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» выведены за рамки правового законодательного контроля Российской Федерации.

3.3.1. Согласно п.28.5 Соглашения «Сахалин-1» и п.24(f) Соглашения «Сахалин-2» все последующие изменения законодательства, каким либо образом затрагивающие первоначально определённые интересы инвесторов не в его пользу фактически дезавуируются данными Соглашениями, то есть Соглашения предусматривают гарантии инвесторам от последующего нежелательного для них изменения законодательства России.

В соответствии с п. 24(f) Соглашения «Сахалин-2» российская сторона гарантирует, что, если в течение срока действия Соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках Соглашения, в соглашения вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения Соглашения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления.

В то же время в случае, если вновь вводимые законы и нормативные акты способствуют коммерческому успеху инвестора, они принимаются в его пользу. При этом, каких либо «симметричных» гарантий для государства, в случае появления новых обстоятельств, неизвестных на момент подписания Соглашений для Российской Федерации, так же являющейся стороной Соглашений, данные соглашения не предусматривают.

3.3.2. В соответствии с подпунктом «с» п. 1 дополнения 2 приложения Е к данному Соглашению каждый иностранный работник иностранной компании, являющейся инвестором, или даже российской компании, имеющей договор субподряда с подрядчиком инвестора, будет иметь право ввозить на таможенную территорию Российской Федерации автомашины «без уплаты каких-либо таможенных пошлин, налогов или лицензионных платежей и без учета каких-либо требований по квотированию или лицензированию предметы и веши домашнего обихода и личные вещи, в том числе автомашины». Таким образом, таможенные органы Российской Федерации в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» обязаны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями Соглашения «Сахалин-2».

3.3.3. Согласно п. 3 дополнения 7 приложения Е к Соглашению о разделе продукции «Сахалин-2» ни одно требование государственных органов Российской Федерации и их должностных лиц о приостановлении или прекращении работ, основанное на положениях российского законодательства об охране окружающей среды, безопасности ведения работ на континентальном шельфе, об охране государственной границы Российской Федерации, не должно будет применяться, если это не предусмотрено названным Соглашением. Буровые растворы, буровой шлам и добываемая из скважин жидкость в соответствии с п. 4 дополнения 7 приложения Е к Соглашению о разделе продукции «Сахалин-2» не должны рассматриваться в качестве отходов иди стоков, запрещенных к сбросу в море, даже, если уровень токсичности в этих сбросах будет превышать допустимые уровни, установленные российскими нормами и стандартами. Государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды должны будут руководствоваться указанными положениями Соглашения «Сахалин-2», а не российским законодательством и принятыми в Российской Федерации стандартами, нормами и правилами ведения работ.

3.3.4. Изменения и дополнения от 03.03.95 к Закону Российской Федерации «О недрах», поправки к Закону РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», внесённые Федеральными законами от 19.06.95, от 16.11.97 и 10.02.99, поправки, внесённые Федеральным законом от 10 февраля 1999 года №32-ФЗ в законодательные акты Российской Федерации, вытекающие из Закона №225-ФЗ, а так же Федеральный закон от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» не распространяются, по условиям Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2», на широкий круг вопросов деятельности участвующих в данных проектах иностранных инвесторов (в части недропользования, использования континентального шельфа, осуществления внешнеторговой деятельности, иностранных инвестиций, применения таможенных тарифов, платежей в дорожные формы и основных налоговых платежей) и могут ими игнорироваться, в случае, если они хоть как-то ухудшают или могут ухудшить их коммерческие результаты.

3.4. Правительство Российской Федерации заключило Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» с нарушениями действующего при их подписании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»: в соответствии со ст. 13, устанавливающей порядок предоставления лицензий, право пользования недрами может быть приобретено пользователем на основании решения Правительства Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации.

При этом ст. 17 данного закона, регулирующая антимонопольные отношения, однозначно запрещает какие-либо изменения данного порядка: «Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на ... замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами».

Из документов по подготовке Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» следует, что по данным Соглашениям конкурсы или аукционы на право пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации не проводились - они были подменены:

1). По Соглашению «Сахалин-1» - прямыми переговорами.

2). По Соглашению «Сахалин-2» - конкурсом на составление ТЭО на разведку и разработку нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин.

Таким образом, в соответствии со ст. ст. 13 и 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (соответствуют ст. ст. 10-1, 13 и 17 в редакции от 03.03.95 № 27-ФЗ, от 10.02.99 № 32-ФЗ) подписание Минтопэнерго России в качестве представителя государства Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» является неправомочным действием органа государственной власти и управления.

3.5. Реализация определённой Соглашениями «Сахалин-1» и «Сахалин-2» деятельности может иметь практически неограниченный по времени характер и вытекающие из них договорные отношения изначально рассчитаны на чрезвычайно длительные сроки, что противоречит действующему на момент заключений Соглашений Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях» и интересам Российской Федерации:

3.5.1. Максимальный срок пользования недрами, устанавливаемый Законом РСФСР от 4 июля 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР», равнялся 50 годам.

3.5.2. Лицензии на право пользования недрами на условиях Соглашения «Сахалин-1» выдана на срок действия Соглашения, которое в соответствии с п. 8.1 своей ст. VIII имеет силу в течение периода геологического изучения недр и периода обустройства и добычи и любых его продлений, если оно не будет прекращено раньше в соответствии с условиями настоящего Соглашения. Консорциум может обратиться с просьбой о последующем продлении периода обустройства и добычи, причем количество продлений не ограничивается, но каждое продление должно быть кратное десяти годам. Таким образом, Соглашение о разделе продукции «Сахалин-1» является бессрочным.

3.5.3. Начальный срок действия лицензий, предоставленных компании «Сахалин Энерджи» на право пользования недрами на условиях Соглашения о разделе продукции «Сахалин-2», составляет 25 лет. Срок действия лицензии - согласно части 2 подпункта (i) п. (с) ст. 3 данного Соглашения действует в течение всего периода, пока компания считает продолжение работ экономически целесообразным. Она пользуется правом на неограниченное продление срока действия лицензии на последовательные периоды в 5 (пять) лет, с предоставлением российской стороне письменного извещения с уведомлением о продлении ее срока не позднее, чем за 1 (один) год до окончания текущего периода действия лицензии.

3.5.4. Пункт 8.1 ст. VIII Соглашения «Сахалин-1» и часть 2 подпункта (i) п. (с) ст. 3 Соглашения «Сахалин-2» не ограничивают общий срок действия Соглашений и ставят продление срока действия Соглашений в зависимость от воли инвестора. При этом условия Соглашений предусматривают продление сроков, исходя из размытых формулировок: «если оно (Соглашение «Сахалин-1») не будет прекращено раньше в соответствии с условиями настоящего Соглашения» или «пока компания считает продолжение работ экономически целесообразным» («Сахалин-2»), которые полностью игнорируют наличие и интересы второй стороны в лице Российской Федерации.

Часть 3 подпункта (i) п. (с) ст. 3 Соглашения «Сахалин-2» фактически делает нереализуемой возможность прекращения срока лицензии, декларируемую ч. ч. 1 и 2 того же подпункта ст. З, в силу того, что «компания вправе обжаловать отказ в продлении срока, по своему усмотрению - либо в административном порядке, либо в судах Российской Федерации, либо в соответствии с положением об арбитраже согласно п. 30 настоящего Соглашения». При этом такое «обжалование приостанавливает действие отказа, и лицензия продолжает действовать до вынесения решения по этой жалобе», что автоматически означает продление его сроков и очередное игнорирование интересов российской стороны в пользу инвестора.

Статья 3 Соглашения «Сахалин-2» предусматривает, что «продление срока действия лицензии не влечет за собой изменения первоначальных условий этой лицензии или настоящего Соглашения, если только не имеется согласия обеих сторон на такие изменения». То есть, вполне вероятна ситуация, когда после завершения первоначального срока действия лицензий Соглашения сохранятся в неизменном виде и не претерпят изменений те нормы Соглашений, которые несбалансированы с интересами государства и будут противоречить действующим на этот период законам Российской Федерации.

3.5.5. Таким образом, нормы Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на неопределённые сроки выводят Соглашения и инвесторов из правового поля Российской Федерации.

Подобное законодательное закрепление на неограниченный период времени за иностранным инвестором прав пользования не до конца исследованными месторождениями может обернуться для российской стороны значительной упущенной выгодой и даже прямыми экономическими потерями.

Тем не менее, согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.95 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. Федерального закона от 07 01.99 №19-ФЗ) Соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2» считаются соответствующими его положениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям Соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами, по данным Соглашениям.

4. Обеспечение прав и интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

…4.25. В нарушение Инструкции Госналогслужбы России от 16.07.95 г. № 34, Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552 и п. 1 приложения А к Соглашению о разделе продукции «Сахалин-2», компания «Сахалин Энерджи» включает в состав затрат все произведенные расходы, без ограничения, руководствуясь п. 4 приложения А к Соглашению, а не положениями Соглашения в части осуществления бухгалтерского учета в соответствии с законами, подзаконными актами, другими актами государственных органов.

4.26. Согласно п. 4 приложения А «Принципы бухгалтерского учета» Соглашения «Сахалин-2» в состав затрат включаются, без ограничения, все затраты компании и родственных ей организаций и возмещаются путем выделения части углеводородов, выручки от реализации углеводородов и дополнительной выручки согласно п. 14 Соглашения при условии, что они были произведены в соответствии с утвержденными сметами или положениями Соглашения, дающими компании право производить затраты.

4.27. При реализации Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» отсутствует не только нормативное ограничение возмещаемых затрат и согласование с инвестором перечней возмещаемых и не возмещаемых затрат, но и утверждение годовых отчетов об исполнении программ работ и смет затрат и последующий государственный контроль за их (годовых программ и смет затрат) выполнением.

Реализованы варианты раздела продукции, ущемляющие интересы государства и снижающие поступления доходов в федеральный бюджет, что равносильно использованию в Проектах бюджетных средств, не предусмотренных Соглашениями.

2. Проверка деятельности Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в сфере регулирования отношении недропользования при исполнении Соглашения о разделе продукции «Сахалин-2».

….

2.1. В 1998 году Департаментом по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области была получена информация о ряде контрактов, заключенных компанией «Сахалинская Энергия» с подрядчиками в ценах, значительно превышающих действующие рыночные цены на территории Сахалинской области:

2.1.1. Компанией были заключены договоры на аренду трех квартир сроком на 3 года в г. Южно-Сахалинске площадью 285 кв. метров и 325 кв. метров по цене 6 тысяч долларов США в месяц и площадью 283 кв. метра по цене 7 тысяч долларов в месяц. При этом рыночная цена аренды 3-4 комнатной квартиры улучшенной планировки в г. Южно-Сахалинске составляет от 250 до 500 долларов в месяц, а индивидуального коттеджа от 850 до 1150 долларов в месяц.

2.1.2.Компания «Сахалин Энерджи» арендовала сроком на 1 год 3-комнатную квартиру в поселке Смирных по цене 767 долларов США, что превысило рыночную стоимость аренды такого жилья в поселке Смирных в 15 раз.

2.1.3. Имели место аналогичные факты и по отдельным контрактам на поставку нефтепродуктов для нужд компании. Так с ООО «Сахтрансбункер» заключен контракт на поставку 2500 тонн зимнего дизельного топлива для платформы «Моликпак» по цене 185 долларов США за тонну, у других поставщиков аналогичное топливо можно было приобрести за 150 долларов за тонну. Кроме того, с этой же организацией был заключен контракт на поставку судового газойля в объеме 3530 тонн по цене 300 долларов США для «Береговой базы снабжения в г. Холмске», у других поставщиков аналогичное топливо можно было приобрести за 210 долларов за тонну.

2.1.4. Компания «Сахалин Энерджи» подписала контракт с ОАО «Сахалинцентр девелопмент компани, Лтд.» на прекращение права аренды и других земельных прав ОАО на земельный участок площадью 0.56 га под строительство офиса компании на сумму 500 тыс. долларов США. Аналогичный контракт подписан с СП «Сфера Айока» на отказ СП от земельных прав на участок под строительство жилого поселка «Зима» на сумму 150 тысяч долларов США.

2.2. Все перечисленные в п.2.1 затраты считаются возмещаемыми. В связи с этим Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области предложил компании «Сахалин Энерджи»:

- разработать внутреннее положение и инструкцию, конкретизирующие принципы бухгалтерского учета, в том числе регламентирующие возмещаемые затраты, устанавливающие их нижние и верхние пределы;

- дать пояснения и обоснование цены и исключить из перечня возмещаемых затрат суммы, составляющие разницу между ценой контрактов (по аренде жилья и приобретению нефтепродуктов) и среднерыночной ценой, действующей в Сахалинской области;

- исключить полностью из возмещаемых затрат суммы на прекращение прав аренды на земельные участки под строительство офиса компании и жилого поселка «Зима» до представления компанией соответствующих экономических и юридических обоснований.

По ряду затронутых проблем компанией «Сахалин Энерджи» дано разъяснение о том, что большинство иностранных сотрудников компании прикомандированы к ней со стороны компаний-акционеров. У каждой компании-акционера имеется собственный набор компенсационных выплат своим зарубежным сотрудникам на регулярной основе. Это касается вопросов выплаты персоналу, аренды жилья, площадь которого и соответствующая его оплата дифференцируются в зависимости от занимаемой должности и состава семьи, командировочных расходов и других льгот и услуг, предоставляемых иностранным сотрудникам и российским специалистам, командируемым за рубеж.

…2.5. В соответствии с поручением Минтопэнерго России Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области проработал материалы проверки, проведенной фирмой «Финансовые и бухгалтерские консультанты». Указанный Департамент обратил внимание руководства «Сахалин Энерджи» на то, что система бухгалтерского учета в целом и отнесение расходов по видам работ и элементам затрат ведется с нарушениями российского законодательства по бухгалтерскому учету, с отсутствием ряда первичных документов, а также с превышением принципа «достаточной целесообразности», что приводит к увеличению возмещаемых затрат.

….

1.1. Численность Персонала, занятого в Проекте (Сахалин-1), по годам колеблется от 123 до 154 человек. По состоянию на июль 1999 года числится 126 человек, из них российских граждан 57 человек (45,2 % всей численности). В центральном офисе в г. Хьюстон занято 66 человек, в г. Южно-Сахалинске - 57 человек, в г. Москве - один представитель. Офис в г. Кройдоне в 1999 году ликвидируется.

…..

2.1. Общая численность сотрудников персонала компании «Сахалин Энерджи» по состоянию на 1 июля 1999 года составляла 337 человек, из них 248 человек, или 74 %, являются российскими гражданами, работающими на постоянной основе и подписавшими трудовой договор с компанией. Из числа российских сотрудников на технических должностях занято 104 человека, на инженерных - 79 и на руководящих - 12 человек.

Общее количество российских специалистов, работающих на прямых договорах подряда, а также занятых у основных подрядчиков компании «Сахалин Энерджи» составило около 1000 человек, или почти 60 % от общего числа, занятых в реализации Проекта.

….

…2). Из выплат персоналу расходы на российский персонал составили 9248 тыс. долларов США, или 22,4 %, на иностранный - 28511 тыс. долларов, или 69,2 % (при этом численность российского персонала составляет 74 % от общей численности персонала, занятого в проекте, а иностранного - 26,4%), на переезд, компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни, оплату жилья и другие общепринятые льготы и выплаты персоналу и членам их семей - 3451,5 тыс. долларов США, или 8,4 %.

3). Из выплат на командировочные расходы и на связь, а также на деловые расходы затраты на проведение заседаний наблюдательного совета составили 588,3 тыс. долларов, или 2,25 % из общих расходов по этой статье.

….2.16. В 1998 году российская сторона провела ревизию учетной документации за 1996-1997 годы по Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Инициатором проверки был Минтопэнерго России. Ревизия проводилась ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (далее ФБК), выигравшей тендер среди российских аудиторско - консультационных фирм.

ФБК в компании «Сахалин Энерджи» и Консорциуме выявило нарушения в части ведения учета, хранения документации и отнесения затрат к возмещаемым затратам.

По результатам ревизии учетной документации компании «Сахалин Энерджи», проведенной фирмой ФБК в 1998 году, затраты, не подлежащие включению в состав возмещаемых, за период с 1995 по 1997 год составили 4768,5 тыс. долларов США.

Было отмечено, что годовые отчеты Консорциума не подвергались аудиторским проверкам, нарушались положения Соглашения о порядке ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, а также ведения записей на русском языке. Сметы расходов представлены в укрупненных показателях, что затруднило работу с ними.

2.17. Модели Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» весьма усложнены включением в возмещаемые затраты налогов и уплаченных инвесторами расходов государства на разведку месторождений и других затрат, из-за чего общие доходы государства снижаются.

IV. Проверка правильности и своевременности поступлений российской стороне бонусов и других платежей при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

1. В соответствии с оговоренными в Соглашениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» российской стороне должны быть перечислены разовые платежи (бонусы) на общую сумму 65 млн. долларов США, в том числе…

2. Часть указанных средств должна была поступить в федеральный бюджет. Однако, как показала проверка, на счета федерального бюджета эти средства до сих пор не поступали, что равносильно использованию в проектах не предусмотренных Соглашениями бюджетных средств.

3. Сумма средств, которые должны были быть перечислены в федеральный бюджет по условиям ст. 17 Соглашения «Сахалин-2», требует уточнения.

….

5. Согласно доведенным до Минтопэнерго России реквизитам счетов (письмо Минфина России от 04.11.98 г. №04-08-24/45) разовые платежи по достижении определённого результата по Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2» должны перечисляться на корреспондентский счет Внешторгбанка в Republic National Bank of New York (далее «Bank of New York»), Nеw York, USA №608-205-524 и далее поступать в Федеральный бюджет на корреспондентский счет №40503840900000000685 Минфина России во Внешторгбанке.

6. Руководство Минтопэнерго России (письмо Минтопэнерго России от 30.08.99 г. № ВГ-7058) установило иную схему движения платежей иностранных инвесторов - денежные средства перечислялись через банки-корреспонденты («Bank of New York» и «Банк Токио Лтд.») в коммерческий банк (КБ) «Квота-Банк», КБ «Второй Банк», КБ «Инкомбанк» на счета Российского внешнеэкономического объединения (РВО) «Зарубежнефть» №00100700007 и Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГ и РГИ), минуя федеральный бюджет.

7. Основанием для направления средств инвестора российской стороне в обход федерального бюджета являются следующие документы:

- письмо от 13.06.96 №04-06-05 заместителя начальника Департамента налоговых реформ Минфина России К.В. Котова. (Согласно письму Минфина от 18.01.96 №04-06-05 о временных полномочиях К.В. Котов в период с 01.01.96 по 31.12.96 г. являлся полномочным представителем Минфина Российской Федерации по решению всех вопросов, связанных с реализацией Соглашений по проектам «Сахалин -1» и «Сахалин - 2»);

- «Временный технический порядок накопления и расходования бонусных средств, выплачиваемых Российской Федерации в соответствии с Соглашением о разделе продукции». В соответствии с письмом Минфина России от 12.03.97 г. №04-06-05 данный документ был утверждён Минтопэнерго России в недельный срок (20.03.97).

Указания по порядку зачисления причитающихся федеральному бюджету платежей, содержащиеся в письме К.В. Котова от 13.06.96 №04-06-05 и «Временном техническом порядке накопления и расходования бонусных средств...», грубо нарушили порядок перечисления платежей, подлежащих зачислению на доходные счета федерального бюджета, а должностные лица, выпустившие, утвердившие и реализовавшие эти подзаконные акты, превысили свои полномочия в распоряжении бюджетными средствами.

Минтопэнерго России с согласия и при попустительстве Минфина России не целевым образом использовал бюджетные средства, приходящиеся на долю Российской Федерации, в том числе в интересах коммерческих банков. Проведенные перечисления платежей организациям Минтопэнерго России и частично на счета администрации Сахалинской области следует отнести к незаконным изъятиям из федерального бюджета, которые подлежат возврату. Ущерб федеральному бюджету оценивается не менее чем в 19,7 млн. долларов США.

8. По условиям Соглашения «Сахалин-1» инвесторы выплатили российской стороне бонусы в размере 15 млн. долларов США на дату вступления в силу Соглашения «Сахалин-1». Перевод средств должен быть осуществлен до 10 июля 1996 года.

8.1. Перечислено на валютные счета:

- Финансовому управлению администрации Сахалинской области - 10 млн. долларов США: 5 млн. долларов США 18 января 1994 года (КБ «Сахобанк») и 5 млн. долларов США 26 июня 1996 года (Сахалинский региональный филиал Промстройбанка);

- РВО «Зарубежнефть» - 5 млн. долларов США, 17.07.96 г. («Квота банк»).

Использование бонуса в размере 5 млн. долларов США, перечисленного РВО «Зарубежнефть», определено письмом Минфина России № 04-06-05 от 19.07.96 г. Данные средства разрешено расходовать на финансирование затрат, связанных с функционированием УГО по реализации Соглашения «Сахалин-1».

В 1998 году в соответствии с «Временным техническим порядком накопления и расходования бонусных средств» и по указаниям Минфина России и Минтопэнерго России РВО «Зарубежнефть» возместило оператору проекта «Сахалин-1» расходы, связанные с уплатой таможенных пошлин и акцизов в сумме 208 млн. рублей и 300 тыс. долларов США.

По состоянию на 12.07.99 г. остаток бонусных средств у РВО «Зарубежнефть» составил 3145,7 тыс. долларов США.

8.2. Главным управлением федерального казначейства (письмо Минфина России от 04.11.98 г. №04-08-2н/45) дано разъяснение, что уплаченные Инвестором бонусы (разовые платежи) подлежат зачислению в федеральный бюджет на бюджетный счет Минфина России во Внешторгбанке. Номер счета и реквизиты были сообщены Минтопэнерго России письмом от 04.08.98 г. №04-08-24/24. Однако до настоящего времени остаток средств с валютного счета РВО «Зарубежнефть» не перечислен.

…9. По состоянию на 25 сентября 1999 г. в доход федерального бюджета денежные средства бонуса по проекту «Сахалин-2» не поступали.

Из выплаченных компанией «Сахалин Энерджи» бонусов в размере 30 млн. долларов США, администрации Сахалинской области поступили 27 млн. долларов, 3 млн. долларов направлено в адрес Института геологии и разработки горючих ископаемых.

…11. В соответствии с Соглашением «Сахалин-2» к 31 декабря каждого финансового года, начиная с года наступления первой по времени даты начала освоения Пильтун-Астохского либо Лунского лицензионных участков, компания «Сахалин Энерджи» выплачивает 20 млн. долл. США в фонд развития Сахалина.

11.1. Средства этого фонда расходуются в соответствии с указаниями его управляющих и зачисляются на счет, указанный в письменном виде администрацией Сахалинской области. Такие платежи относятся к категории возмещаемых затрат и подлежат возмещению в соответствии с п. 14 Соглашения за счет выделения части ликвидной продукции или дополнительной выручки.

Обязательства компании «Сахалин Энерджи» о перечислении этих платежей утрачивают силу после того, как накопленная сумма платежей достигнет 100 млн. долларов США.

V. Проверка правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями налогов в федеральный бюджет при исполнении ими Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

…11.3. Проверка налоговыми органами Сахалинской области расходной части по Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2» осложняется следующими обстоятельствами:

1). Часть расходов по Соглашениям проходит через счета, открытые в зарубежных банках, что не дает возможности осуществлять проверку их достоверности в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.

2). Калькулирование компаниями всех расходов производится по специальной системе счетов IDEAS, которая включает в себя сочетание западной и российской систем учета, разработанной специально для операторов Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» компанией «Прайс Уотерхаус», не соответствующей Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 05.08.92 № 552 (с учетом изменений и дополнений). Компании указанным Положением о составе затрат в своей деятельности не руководствуются.

12. Положение «О составе затрат и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 03.07.99 № 740, создало условия, позволяющие инвесторам не исполнять требования, предъявляемые к предприятиям Российской Федерации, что может привести к необоснованному увеличению возмещаемых затрат и как следствие - к уменьшению доли Российской Федерации при разделе добываемых углеводородов.

13. МНС России (Госналогслужба России) к подготовке Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не привлекалась, проекты данных Соглашений на согласование в части налоговых платежей в этот орган не направлялись, переговорный процесс по заключению Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» проходил без их участия.

Это привело к тому, что в ТЭО по обоим проектам отсутствуют расчеты, в которых проводилось бы сопоставление экономических результатов работы в условиях, существующих для российских недропользователей, и в условиях привлечения инвестора на основе заключения соглашений о разделе продукции.

14. В ходе настоящей проверки, осуществляемой Счетной палатой РФ представители последней совместно с Управлением МНС России по Сахалинской области экспертным путем провели расчеты уровней платежей в бюджет в условиях Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и в условиях налогообложения недропользователей, не осуществляющих раздел продукции. Установлено, что исключение для Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» из общей суммы платежей в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды, а также льготные условия по налогу на прибыль за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период - на 61692 млн. долларов США, в том числе в федеральный бюджет - 51766,7 млн. долларов США.

….

Сделать полный вывод об уровне эффективности данных проектов для российской стороны не представляется возможным вследствие того, что анализ налоговой составляющей технико-экономических показателей российской стороной не производился.

VII. Проверка законности, рациональности процедуры выбора юридических лиц, среди которых распределялись заказы на услуги, изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых при исполнении Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

….

2.12. Последующие этапы по заключению контрактов по проекту «Сахалин-2» в целом аналогичны этапам, изложенным в Исходных процедурах заключения подрядных контрактов (Проект «Сахалин-1»).

2.13. Наличие Исходных процедур заключения подрядных контрактов (Проект «Сахалин-1») и Порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ (Проект «Сахалин-2») не дают российской стороне гарантий того, что договоры на подрядные работы будут заключаться исключительно на конкурсной основе.

На заседании наблюдательного совета (Протокол от 11 12.97 №6, п.п 6,7, 13) отмечалось, что за Ш квартал 1997 года из 35 заключенных договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них - с иностранными подрядчиками. Некоторые потенциальные подрядчики не были уведомлены о предполагаемых к заключению договорах, хотя, как показывают материалы проверки, Порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ к этому времени уже вступил в силу.

2.14. Отсутствие требований к тому, чтобы конкурс на поставщиков, контракты и заказы проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные параметры к скаляру, создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.

3. О работе по привлечению российских предприятий и организаций к выполнению Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

3.1. Оператор Соглашения о разделе продукции «Сахалин-2» должен обеспечить 70-и процентную долю российского участия в Проекте при производстве необходимых товаров и услуг.

При этом компания «Сахалин Энерджи» не обеспечивает гарантии 70-и процентного уровня российского участия в ежеквартальном или ежегодном исчислении или за весь прошедший период, мотивируя это тем, что величина в 70% является целью, к которой следует стремиться на протяжении всего срока действия Проекта. (Протокол от 23.04.97 г. №4 п.п. 3-4 заседания наблюдательного совета).

Учитывая бессрочный характер данного Соглашения, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что достижение 70-и процентного объема российского участия в Соглашении - обязательство, которое может не исполняться.

5. Результаты работы по привлечению российских предприятий и организаций к реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

….

5.3. В целом доля участия российских подрядчиков в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» даже по данным недропользователей находится на уровне6 55%-58% (в стоимостном выражении) недостаточна даже для начальных этапов проведения работ по освоению шельфа острова Сахалин и требует мер по ее доведению до уровня 70% и выше.

5.3. Возможность почти неограниченно относить расходы недропользователя на возмещаемые затраты стимулирует оператора к максимально дорогим контрактам, к закупкам максимально дорогого оборудования (услуг) у «своих» или близких фирм, при естественном стремлении зарубежных компаний действовать согласованно со своими производителями оборудования (услуг), что не обеспечивает увеличения доли российских подрядчиков в Сахалинских проектах.

Как уже отмечалось, согласно Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2» инвестор может включать в смету любые по составу издержки. Более того, это ему выгодно, поскольку, выступая в качестве оператора работ по Соглашению, он во многих случаях может получить большую выгоду не от прибыльной продукции, а за счет доходов, приходящихся на иностранных подрядчиков, являющихся в ряде случаев его аффилиированными лицами.

На невысокий уровень участия российских подрядчиков в работах по Проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» будет и впредь оказывать влияние существующая практика проведения недропользователями конкурсов (на контракты и заказы) по множеству переменных параметров, а также отсутствие у УГО и наблюдательного совета реальных рычагов пресечения бесконкурсного заключения контрактов.

….

VIII. Использование федеральной собственности.

1. Соглашениями о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не предусмотрено использование федеральной собственности. Вместе с тем, в прямой или косвенной форме, использование федеральной собственности при реализации данных Соглашений фактически имеет место.

1.1. Упомянутый в п. 2.2.2 (раздел III) кредит в сумме 348 млн. долларов США представлен под обеспечение гарантий спонсоров (до завершения проекта), а также под предоставление кредиторам обременение на все движимое и недвижимое имущество компании «Сахалин Энерджи», включая права на недропользование по Соглашению о разделе продукции и страховые полисы.

1.2. В Соглашении о разделе продукции «Сахалин-2» не определен порядок компенсации затрат за пользование кредитом и предоставление финансовых услуг по нему. Это позволило компании «Сахалин Энерджи» без согласования с наблюдательным советом выплатить своему учредителю (фирме «Мицуи Сахалин Девелопмент Компани Лтд») , т.е. аффилиированному лицу 870 тыс. долларов США, представляющих, по заключению аудиторской компании «Прайс Уотерхаус Куперс», косвенный гонорар за предоставление определенного набора знаний и услуг. Подобный же косвенный гонорар за предоставление определенного набора знаний и услуг, связанных со строительством завода по переработке жидкого газа, в сумме 10 млн. долларов США выплачен другому учредителю - фирме «Шелл Сахалин холдинг Б.В.»

Оплачиваться проценты по кредиту, «услуги» перечисленных аффилиированных лиц по условиям Соглашения будут компенсационной продукцией, то есть за счет сокращения доли прибыльной продукции, что повлечет за собой сокращение доходов федерального бюджета Российской Федерации. Условия кредита (в сумме 348,0 млн. долларов США), согласованно предоставленного Европейским Банком Реконструкции и Развития, Корпорацией для частных инвестиций за рубежом (ОПИК) и Экспортно-импортным банком Японии (Джексим), предполагают использование в скрытой, завуалированной форме не предусмотренных Соглашением бюджетных средств и собственности в виде прав на недра.

< a name=sah10>VI. Выводы:

1. В части соответствия федеральному законодательству порядка заключения и положений Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2»:

Правительство Российской Федерации заключило Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» с нарушениями норм статей 13 и 17 действующего при их подписании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

В нарушение ст. 13 указанного закона конкурсы на право пользования недрами на условиях Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не проводились. Таким образом, подписание Минтопэнерго России (в качестве представителя государства) Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» является неправомочным действием органа государственной власти.

Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации «О недрах» и ст. 40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», действующих на момент заключения данных Соглашений, фактически являются бессрочными.

В соответствии с положениями Соглашения «Сахалин-2» таможенные органы Российской Федерации, а также государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды, должны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями данного Соглашения.

Предусмотренное Соглашениями о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» исключение из общей суммы платежей в бюджеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период - на 61692 млн. долларов США, в том числе в федеральный бюджет - 51766,7 млн. долларов США.

Тем не менее в соответствии с нормой ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2» введены в действие и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.

2. В части обеспечения прав и интересов Российской Федерации:

2.1. В Соглашениях не предусматривается утверждение годового отчета об исполнении программ работ и смет затрат, отсутствуют реальные ограничения на состав и объем затрат, возмещаемых российским сырьем.

В Соглашении «Сахалин-1» отсутствует требование о проведении ежегодного аудита, не определена номенклатура возмещаемых затрат.

2.2. В Соглашениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в недостаточной мере учтены интересы государства по вопросам экологии, недропользования, обеспечения поступления средств в бюджеты, а также государственного контроля.

2.3. Вопреки Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588 и от 13 августа 1998 г. № 950, Министерство природных ресурсов Российской Федерации как государственный орган управления государственным фондом недр не осуществляет контроль за недропользователями при реализации Соглашений раздела продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

2.4. Правительством Российской Федерации не решены вопросы пересмотра действующих нормативных актов природоохранных органов, пограничной, таможенной и налоговой служб с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

2.5. Со стороны Правительства Российской Федерации отсутствует контроль за выполнением условий Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и за учетом добытого углеводородного сырья по объемам.

2.6. Не решаются в полной мере задачи, поставленные перед Комиссией Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (определение и решение вопросов по упорядочиванию различных согласовании, разрешений, одобрений и заключений, включая вопросы Госэкспертизы по техническим, экономическим и экологическим проблемам). Указанной Комиссией не решены проблемы, связанные с порядком возврата таможенных платежей и НДС.

2.8. Совет представителей уполномоченного государственного органа (Соглашение «Сахалин-1») и наблюдательный совет (Соглашение «Сахалин-2») не осуществляют в полном объеме функции по защите интересов Российской Федерации, предусмотренные данными Соглашениями:

- уполномоченный государственный орган до ноября 1998 года не провел ни одного заседания, а согласование ежегодных смет расходов и программ работ производилось только путем переписки, а также не обеспечил выполнение требований к оператору проекта по ведению бухгалтерского учета на русском языке, наличию первичных документов в офисе города Южно-Сахалинска, не настоял на проведении ежегодных аудиторских проверок;

- в состав уполномоченного государственного органа не включены представители Минфина России, федеральных налоговых органов, а также специалисты, владеющие международной практикой в области бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности;

- наблюдательный совет не обеспечил предоставление оператором Соглашения «Сахалин-2» отчетов о финансовой деятельности в соответствии с условиями Соглашения и российским законодательством.

2.9. Не было проведено ни одного заседания Межведомственной рабочей группы по защите интересов российских предприятий в конкурсах и тендерах на осуществление подрядных работ и услуг, образованной 29 декабря 1997 года решением Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции.

2.10. Минтопэнерго России недостаточно эффективно проводит работу по созданию информационной базы потенциальных российских подрядчиков. Информация создается не по всей номенклатуре продукции и услуг, использование которых возможно при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

2.11. Сторонами Соглашений не обеспечивается безусловная конкурсность при определении подрядчиков по Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (приобретение оборудования и услуг). Исходные процедуры заключения подрядных контрактов (проект «Сахалин-1») и Порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ (проект «Сахалин-2») содержат требования, в соответствии с которыми договоры на подрядные работы должны заключаться исключительно на конкурсной основе.

В то же время за III квартал 1997 года из 35 заключенных компанией «Сахалин Энерджи» договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них - с иностранными подрядчиками.

2.12. Требования к процедуре конкурса (на поставщиков, контракты и заказы) и его победителя определяет инвестор. Выбор подрядчика проводится при отсутствии требований к тому, чтобы конкурс проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные параметры к скаляру. Подобный подход создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.

2.13. Операторы Соглашений не обеспечивают 70-процентный уровень участия российских производителей товаров и услуг. Оператор Соглашения «Сахалин-2» рассматривает это требование лишь применительно ко всему сроку реализации проекта, что при фактической бессрочности проекта освобождает оператора от выполнения данного обязательства.

3. В части реализации Соглашения «Сахалин-1»:

3.3. Утвержденные уполномоченным государственным органом сметы расходов ежегодно не осваиваются, что отдаляет начало освоения месторождений.

3.4. Невыполнение программы работ по бурению скважины «Чайво-6» показывает, что дефекты Соглашения создали ситуацию, когда на оператора не распространяются вновь вводимые экологические требования, и он вправе затянуть период геологического изучения недр, сдвинуть начало освоения участка недр, увеличить затраты на реализацию проекта, в том числе непроизводительные возмещаемые затраты.

3.5. Финансово-хозяйственная деятельность оператора проекта исключает возможность ее объективной оценки:

- отчет об исполнении смет расходов недропользователь предоставляет уполномоченному государственному органу по укрупненным показателям. Информация по отдельным видам затрат отсутствует, что исключает возможность детального, постатейного анализа исполнения смет расходов;

- калькулирование оператором всех расходов осуществляется с нарушением порядка формирования финансовых результатов и требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552;

- часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, исключая таким образом, возможность контроля за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.

3.6. Численность персонала, занятого в проекте, по годам (по данным недропользователя колеблется от 123 до 154 человек. По состоянию на июль 1999 г. числилось 126 человек, из них российских граждан - 57 человек.

Данные о расходах на зарплату российскому и иностранному персоналу в ходе проверки получены и изучены не были.

4. В части реализации Соглашения «Сахалин-2»:

4.2. В Соглашении о разделе продукции «Сахалин-2» не определены условия кредитования (максимальный уровень процентной ставки по кредиту), что предоставляет инвестору возможность привлекать кредиты на любых, ничем не ограниченных условиях, при этом расходы на обслуживание кредита возмещаются российским сырьем.

…4.4. Освоение Пильтун-Астохского месторождения в целом и работы по Лунскому месторождению оператором проекта искусственно сдерживаются:

- компания «Сахалин Энерджи» предлагает концепцию пошагового освоения Пильтун-Астохского месторождения и исходя из этой концепции разрабатывает документацию по освоению отдельных участков, а не месторождения в целом. Это может привести к переносу срока освоения месторождения в целом;

- работы по Лунскому месторождению находятся в стадии подготовки плана освоения, которая ставится в зависимость от факторов, не позволяющих завершить подготовку плана освоения и других документов, предусмотренных Соглашением «Сахалин-2», с тем, чтобы в соответствии с процедурой, установленной в Соглашении, объявить до начала освоения Лунского месторождения.

4.5. Финансово-хозяйственная деятельность компании «Сахалин Энерджи» исключает возможность ее объективной оценки:

- в нарушение п. 4 приложения А к Соглашению «Сахалин-2» «Принципы бухгалтерского учета» компанией в 1998 была представлена смета расходов, не соответствующая принципам бухгалтерского учета в части отнесения расходов по элементам затрат, при этом количество постатейных затрат сократилось с 17 в 1996 году до 6 - в 1998 году; в смете расходов утверждены укрупненные статьи затрат, из которых в последующем производились расходы по различным элементам затрат, не предусмотренным в смете;

- годовые отчеты составляются компанией с отклонениями от указанных принципов бухгалтерского учета и не соответствуют условиям Соглашения. Статьи затрат перераспределены, отсутствует сопоставление произведенных затрат со сметными назначениями, что не дает достоверной и полной информации о фактически произведенных затратах по каждому элементу затрат;

- бухгалтерский учет компания осуществляла по методу начисления затрат, а не по кассовому методу, как предусмотрено Соглашением;

- калькулирование всех расходов и порядок определения возмещаемых затрат не соответствует положениям Соглашения «Сахалин-2» в части осуществления бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;

- часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, что, как и в случае с Соглашением «Сахалин-1», делает практически невозможным контроль за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.

4.6. По состоянию на 1 июля 1999 года общая численность сотрудников персонала компании «Сахалин Энерджи», по данным недропользователя, составляла 337 человек, из них 248 человек, или 74 %, являлись российскими гражданами.

За период с 1996 г. по 1998 год при реализации проекта по Соглашению «Сахалин-2» из выплат персоналу расходы на российский персонал, по данным недропользователя, составили 9248 тыс. долларов США, или 22,4 % от общих расходов на персонал, на иностранный - 28511 тыс. долларов, или 69,2%; на переезд, компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни, оплату жилья и другие общепринятые льготы и выплаты персоналу и членам их семей - 3451,5 тыс. долларов США, или 8,4 % от указанных общих расходов

5. В части поступления российской стороне бонусов и других платежей при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2»:

5.1. Согласно п. 2 Договора от 7 апреля 1997 года между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о распределении российской доли доходов при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» федеральная часть каждого бонуса составляет 40 процентов от его суммы. Такое распределение противоречит ст. 42 Закона «О недрах» - оно соответствует платежам за пользование недрами территориального моря, в то время как 30-40% территории Пильтун-Астохского месторождения принадлежит континентальному шельфу Российской Федерации, а платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации полностью поступают в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 42. Закона «О недрах» платежи за пользование недрами должны представлять комбинацию платежей за пользование недрами территориального моря и платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации. Заключение указанного Договора привело к снижению суммы бонусов, причитающейся федеральному бюджету за период с момента вступления в силу Соглашения «Сахалин-2» до момента освоения Пильтун-Астохского месторождения, не менее чем на 2,7 млн. долларов США.

5.2. Минтопэнерго России с согласия и при попустительстве Минфина России нецелевым образом использовало бюджетные средства, приходящиеся на долю Российской Федерации, в том числе в интересах коммерческих банков. Проведенные перечисления платежей организациям Минтопэнерго России и частично на счета администрации Сахалинской области являются незаконным изъятием средств федерального бюджета, которые подлежат возврату. Ущерб федеральному бюджету оценивается не менее чем в 19,7 млн. долларов США.

….

7. В части правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями налогов в федеральный бюджет при исполнении ими Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2»:

7.1. Контроль за правильностью исчисления недропользователями налогов в федеральный бюджет затруднен в связи с отсутствием четкого перечня возмещаемых затрат и их нормативным ограничением.

7.2.

Об ИСАР

- Общие сведения

- Контактная информация

- Список сотрудников

Новости

2005-01-09 19:01:23

Спец. раздел экологических НКО Приморского края  

подробнее

2004-10-26 22:41:34
Вышел новый журнал "Э.К.О" №5(13) 2004 год.Природопользование

подробнее

2004-10-10 22:40:08
НЕФТЕПРОВОД в б.Перевозная - ГИБЕЛЬ ДЛЯ ПРИМОРЬЯ. Поддержите обращение к Президенту РФ. Подписаться

подробнее
архив новостей

Наш партнер Ресурсный Центр   МОБО ДВОРЦ И.С.А.Р.

- Нефтепроводам ДВ - общественный контроль

- Ресурсный Центр

 
Copyright © 2001
ИСАР-ДВ

В начало В начало раздела