Программа "Живое Море"
Борис Яцкевич: «Основным препятствием на пути СРП является позиция иностранных инвесторов»
Парадоксально, но факт: проблема законодательства по соглашениям о разделе продукции, которую потенциальные иностранные партнеры дружно называют ключевой в сфере привлечения в Россию вообще и российский топливно-энергетический комплекс в частности масштабных инвестиций, на протяжении ряда лет на самом деле была сугубо внутриполитической. На поле СРП выясняли отношения вовсе не российское государство с иностранными инвесторами, а левые и правые думские фракции, оппозиционный парламент и президентская команда. Пожалуй, лишь с весны прошлого года на первый план вышел вопрос не «быть или не быть» СРП в России, а какими они, эти соглашения, должны быть. А прошлогоднее сентябрьское выступление президента Путина на посвященной проблемам СРП конференции в Южно-Сахалинске открыло, по мнению многих наблюдателей, «зеленый свет» перед изрядно подмороженными «эсэрпэшными» проектами - прежде всего, разумеется, на сахалинском шельфе.
Сейчас же власть совершила следующий немаловажный шаг на этом пути. 5 февраля с.г. вышло правительственное постановление о разграничении прав и полномочий федеральных ведомств, участвующих в проработке и реализации СРП. О перспективах освоения российских нефтегазовых месторождений на основе соглашений о разделе продукции и препятствиях, стоящих на их пути, «НиК» беседует с министром природных ресурсов РФ Борисом Яцкевичем.
«НиК»: Потенциальные, да и «законтрактованные» уже иностранные партеры постоянно жаловались на несогласованность подходов различных российских ведомств. У Минэнергетики — один подход и одни требования, у МПР — другие, у министерства экономического развития — третьи... Не говоря уже про Минфин, к которому у них традиционно самые большие претензии. Теперь можно считать, что бюрократический разнобой и ведомственные амбиции, которые обходились стране в миллиарды долларов неполученных инвестиций, позади?
— Давайте все-таки попробуем в соответствии с известной поговоркой про мух отдельно, а про котлеты — отдельно. Потому что в вопросе Вашем смешались— и это достаточно распространенное явление при обсуждении проблем СРП — две разновеликие и не слишком взаимосвязанные темы. Нужна ли большая межведомственная координация? Безусловно. И в этом смысле правительственное постановление о разграничении полномочий, конечно, должно сыграть очень важную роль. Но только вовсе не в деле облегчения страданий иностранных инвесторов. Бюрократия — это плохо, спору нет, но уверяю Вас, что у себя на родине, в других странах при подготовке масштабных проектов по добыче и транспортировке углеводородов эти самые инвесторы имеют дело с ничуть не меньшим количеством различных ведомств и различных согласований. А отрегулированная координация нужна в первую очередь нам самим, потому что на кону огромные многомиллиардные суммы, огромные запасы — наши, российские — нефти и газа, а работаем мы на абсолютно новом для нас правовом поле, где у партнеров, имеющих многолетний опыт, имеющих армию высококвалифицированных юристов и консультантов, — заведомо большая фора. И наверстать ее мы можем лишь за счет предельной консолидации наших усилий и нашего опыта. Что же касается ведомственного разнобоя, разногласий между министерствами, то здесь резонно говорить о двух сторонах медали. Первая заключается в том, что различные ведомства не могут прийти к абсолютному знаменателю просто потому, что у нас не только разные задачи, но и разные единицы измерения. Например, для Минэнергетики важно, чтобы от проекта, реализуемого на условиях СРП, поступал на рынок некий запланированный объем нефти. Для Министерства экономического развития (самого по себе, а не координатора «эсэрпэшных» процессов) важен объем инвестиций, для Минфина — выгода, которую получит государство, для МПР — рациональное использование недр и экологический аспект. А вторая, назовем ее условно идеологическая сторона медали, попросту отсутствует. И те, кто говорит о разногласиях, пытается выдать желаемое за действительное. У руководителей всех заинтересованных ведомств достаточно солидарные взгляды. Основным же препятствием на пути масштабного внедрения в практику соглашений о разделе продукции является позиций самих иностранных партнеров.
«НиК»: Они сами себе мешают в Россию деньги вкладывать?
Сами по себе инвестиции — средство, а не цель. Знаете, на газетных страницах выглядит очень вдохновляюще — пять миллиардов, двадцать миллиардов... Но вот вопрос: кому они реально достанутся, какой ценой, что за них надо отдать? И если на вложенный доллар из России должно уйти два, то, с моей точки зрения, это не инвестиции, а антиинвестиции.
Вообще же с СРП у нас долго получалось, как в популярной некогда песне: «А мне всегда чего-то не хватает, зимою — лета, осенью — весны». Инвесторам все время чего-то не хватало. Сначала — базового закона. Приняли. Потом не хватало парочки расшифровывающих — тоже приняли. Потом — приведения остальных законов в соответствие. Вроде бы почти все привели. Но теперь надо исправлять базовый, потому что он не соответствует всем пожеланиям.
«НиК»: Вообще говоря, логично, что инвесторы добиваются принятии такого законодательства, при котором им комфортно инвестировать, при котором они могут рассчитывать на устраивающую их норму прибыли,
— Логично. Но, согласитесь, не менее логично, что «принимающая» сторона пытается сформулировать правила игры, которые она полагает комфортными и выгодными для себя.
«НиК»: СРП — определенная новость для России, но мир-то по этим соглашениям работает давно. Так, может, не стоит изобретать очередной отечественный велосипед, а позаимствовать подход к взаимовыгодным, взаимокомфортным условиям из этой самой мировой практики?
— Что касается соглашений, то они так и называются именно потому, что заключаются по каждому конкретному объекту недропользования. А поскольку каждый такой объект и, соответственно, условия его разработки уникальны, постольку индивидуально и уникально и каждое соглашение. Как говорил честный жулик Джек Питерc — герой рассказов О’Генри, каждый товар стоит столько, сколько за него можно взять. И то, что инвесторы по каждому проекту отчаянно торгуются, выбивают для себя лучшие условия — это нормально. В то же время основные принципы СРП должны, разумеется, базироваться на мировой практике, и никакого велосипеда здесь изобретать не нужно. Но вот тут у меня есть вопросы к нашим партнерам, которые так любят ссылаться на мировой опыт: имеются ли в практике соглашений о разделе продукции примеры, когда за транспортировку на экспорт нефти из доли, причитающейся инвестору, из своей доли платит принимающая сторона? А такой подход в некоторых проектах упорно пытаются навязать России. Или другой пример. Если бы наши бюрократы — и Ваш покорный слуга в их числе — были податливее и согласовали проект, известный как "Сахалин-5", под одно отдельно взятое соглашение о разделе продукции попал бы участок шельфа площадью 20 тысяч квадратных километров. А есть где-нибудь больше 5 тысяч?
«НиК»: Но может быть, это как раз вопрос той самой уникальности проекта, о которой Вы говорили? В чем проблема-то: двадцать или пять?
— А вы представьте себе на секунду, что что-то на этом гигантском участке случится — какой-то крупный разлив нефти. Абсолютно исключить это нельзя, т.к. работа ведется в сложнейших природных условиях и на абсолютном пределе сегодняшних технологических возможностей человека. Так вот, в партнерах у нас, несмотря на громкие имена, вовсе не головные компании, а совсем другие юридические лица, специально для этих проектов зарегистрированные в оффшорах. С ограниченным уставным капиталом и, соответственно, ограниченной ответственностью. Чем будет отвечать Россия в случае чего, я понимаю, а они чем?!
А вот еще — на тему, когда обращаться к мировой практике, а когда к уникальности. Мы готовим месторождения на уровне запасов, а не ресурсов. Больше этого никто в мире не делает. Когда ресурсы, то исторические затраты государства, Индонезии например, равны нулю. А подготовленные запасы — это проведенные огромные геологоразведочные работы, оплаченные российской стороной, российскими налогоплательщиками. Так вот, партнеры наши готовы их учесть и компенсировать, но только при условии, что потом мы в свою очередь... компенсируем им эти затраты из нашей доли нефти.
И смех, и грех...А сколько похожих, несправедливых, дающих односторонние преимущества положений оказалось в силу неопытности наших переговорщиков включенными в первые подписанные соглашения по СРП…
«НиК»: Справедливость или несправедливость — понятие, как Вы сами только что признали, весьма относительное в переговорном процессе. В конце концов у инвесторов имеется весьма широкий выбор приложения своих средств —от Мексики и Венесуэлы до Китая, от Нигерии до наших соседей — Казахстана с Азербайджаном. А нам нужны инвестиции, своими силами не поднять, несмотря на благоприятную конъюнктуру последнего года, ни сахалинский, ни арктический шельфы.
— Я отвечу вопросом на вопрос: а обязательно поднимать прямо сейчас? И зачем поднимать? Помните, как несколько лет назад подготовленный Минтопэнерго прогноз на конец века грозил нам настоящим апокалипсисом — добычей в год порядка 200 млн. тонн нефти? А по факту вышло 330 млн.! И газом при нынешнем уровне добычи мы обеспечены только существующими запасами лет на восемьдесят. А с учетом кривой восполнения — так и на все сто пятьдесят! Вот отсюда и вопрос — нужно ли нам любой ценой сегодня резко наращивать объемы добычи? Что мы с этими углеводородами будем делать?
«НиК»: А города, погружающиеся во тьму, веерные отключения электростанций из-за нехватки мазута, стынущие дома — это все от переизбытка?
— Как министр природных ресурсов, я вам ответственно заявляю — дефицита запасов углеводородного сырья у нас нет. А что, кому и по какой цене поставляют или, соответственно, не поставляют — это уже совсем другая история.
Однако давайте вернемся к проблеме СРП и тех гигантских денег, которые они должны принести нашей стране. Я просто хочу призвать еще раз не поддаваться магии цифр. Деньги, пусть самые огромные, которые доползают откуда-то из-за границы до наших берегов, и, сделав инвестиционную петлю, отправляются обратно к своим владельцам, прихватив по пути немножко нашей нефти, — это не те инвестиции, которые нам нужны.
«НиК»: И Вас не смущает, что иностранные инвестиции в наш нефтегазовый сектор в абсолютных цифрах сопоставимы с инвестициями в нефтегазовую же отрасль Тринидада и Тобаго?
— Меня смущают и, более того, раздражают такие сравнения. Они беспочвенны. В отношении такой страны, как Россия, действует еще и политический фактор. Нужно ли нам помогать возрождать экономику, накачивать мускулы — я думаю, что с ответом на этот вопрос не все для наших потенциальных партнеров так однозначно, как в случае с малыми странами. С другой же стороны (я еще раз хочу заострить на этом внимание), и для нас инвестиции не являются самоцелью. Важен тот результат, к которому они могут привести. В этом смысле я не скрываю своего отношения и к «Сахалину-1», и к «Сахалину-2». Мы там двадцать лет еще ничего не получим.
«НиК»: Кажется, Владимир Путин, выступая в Южно-Сахалинске, был оптимистичнее. У Вас расходится с президентом взгляды на сахалинские проекты?
— Мы с президентом выступаем в разных весовых категориях, поэтому говорить о совпадении или расхождении взглядов попросту неправомерно. Я не политический министр, а отраслевой, и моя задача — информировать президента о том, как может выглядеть тот или иной сценарий освоения природных ресурсов с узкопрофессиональной точки зрения. Если он будет удовлетворен моей информацией — все нормально, если нет, то уволит — и дело с концом. А решения, которые он принимает, основываются отнюдь не на одной моей информации и учитывают массу других факторов. Говоря же о своем отношении к сахалинским проектам, я вовсе не имею ввиду, что их надо тормозить или, того хуже, пересматривать условия. Я считаю, что подписанные соглашения надо двигать, надо с чего-то начинать. Но только относиться к ним нужно, как к пилотным, извлекая соответствующие уроки из первого опыта.
«НиК»: Например?
— Например, что успешная для инвесторов реализация сахалинских проектов даст серьезный импульс для иных переговоров по СРП, где взаимоотношения с инвесторами будут уже более справедливыми. Или более широко—для улучшения инвестиционного климата в России как такового.
А есть еще такой важный аспект, как развитие региональной инфраструктуры, как заложенные в законе 70% заказов для отечественных производителей.
«НиК»: А эти производители готовы сегодня переварить искомые 70% на требуемом ценовом и качествен ном уровне?
— Столько, вероятно, пока не готовы. Но то, что шельфовые, да и не только шельфовые проекты позволят загрузить работой многие предприятия, прежде всего конверсионные, вдохнут в них новую жизнь — несомненно.
Однако в заключение я бы хотел отметить еще одно важное обстоятельство. Соглашения о разделе продукции — тема серьезная; актуальная, модная. И то обстоятельство, что они регулируются гражданским, а не административным кодексом и, стало быть, являются более гибкой формой взаимоотношений, позволяющей полнее учесть специфику каждого проекта, также очень важно. Но давайте не будем шарахаться из одной крайности в другую. При всех отмеченных выше плюсах на СРП весь инвестиционный свет клином не сошелся. И главными инвесторами — при всем моем глубоком уважении к иностранным компаниям — у нас все-таки есть и будут компании отечественные. Поэтому мне представляется не менее важным, чтобы партнером иностранного инвестора становилось не российское государство, а именно российская компания, действующая на основании и в рамках российского законодательства.
|