"Листья в ладонях"
Лето 2000 №17
Тема номера "Живое море", а именно биоресурсы Дальневосточных морей - их состояние, использование, охрана, значение для жителей нашего региона.
содержание номера
--------Ролевая игра “Пляж”--------
Ролевая игра “Пляж”
Цель игры. С началом лета все стремятся на отдых к морю. За летний период морское побережье края сильно замусориваются приезжающими горожанами. Натиск отдыхающих мешает работе ученых, исследующих побережье, и нарушает привычный ритм жизни местного населения прибрежных поселков. Игра проводится для того, что бы школьники могли лучше понять проблему, сформировать свое отношение к ней и постараться найти выходы из создавшейся ситуации.
Возраст. Игра предназначена для школьников средних и старших классов.
Задачи. Учить принимать коллективные решения, учитывая интересы всех заинтересованных лиц. Учить осознавать ответственность за принятое решение и его выполнение.
Общие сведения. В игре моделируется собрание представителей организаций и лиц, связанных с использованием прибрежной зоны, близ поселка Авангард Приморского края.
Регламент.
1 этап - вводный. 10 мин.
2 этап - групповой. 10 мин.
3 этап - общий. 15 мин.
4 этап - заключительный. 15 мин.
5 этап - аналитический. 15 мин.
Планируемый результат. Достижение всеми участниками понимания проблемы эксплуатации побережья и необходимости принимать срочные меры по ее решению. Осознание каждым своей роли в деле решения проблемы.
Сценарий игры
Предыстория.
На побережье залива Восток располагается небольшой рыбацкий поселок “Авангард. Поселок насчитывает 700 жителей, которые существуют за счет вылова рыбы, выпечки хлеба и выращивания овощей и фруктов. Продукты своего труда они могут продавать горожанам, приезжающим на отдых в летний период года. Доходы от продаж в летнее время несколько выше, чем зимой, что говорит об их непосредственной заинтересованности в притоке отдыхающих.
Ежегодно, начиная с июня по октябрь, побережье наводнено отдыхающими из города. Толпы шатающейся молодежи, горы мусора, выхлопы автомобилей, шум магнитофонов - вот картина лета на берегу.
Прибрежная 300 метровая зона является территорией Морского заказника. В заказнике работают ученые-биологи, базируясь на Морской биологической станции (МБС). К МБС относятся и несколько домиков, которые занимает Малая Академия Морской Биологии (МАМБ). МАМБ - это биологическая школа, выезжающая каждое лето на биостанцию "Восток" на практику. МАМБовцы тесно сотрудничают с учеными-биологами и, так же как и они, заинтересованы в том, чтобы туристы не посещали местные пляжи.
Поселок находится под управлением местной администрации. Доходы поселка невелики, многие уезжают в город в поисках лучшей жизни. Увеличивается количество нетрудоспособного населения - это старики и лица, страдающие алкоголизмом. В администрацию поступает известие о том, что городской предприниматель собирается на территории Биологической станции разместить станцию технического обслуживания автомобилей с гостиницей и сауной. Так как это территория заказника, администрация не может самостоятельно принять решение о строительстве (хотя предложение кажется ей выгодным). Она вынуждена собрать собрание, на которое приглашаются все заинтересованные лица. Предприниматели для прохождения дела должны собрать подписи о согласии со строительством с каждой группы проживающих или работающих в поселке лиц.
Состав и распределение ролей *.
В игре участвуют.
1. Администрация.
А) Председатель.
Б) Заместитель.
2. МБС "Восток"
А) Директор.
Б) Сотрудники.
3 .Жители поселка.
Студенты МАМБ.
Предприниматели.
А) Генеральный директор.
Б) Коммерческий директор.
В) Финансовый директор.
Г) Административный директор.
Туристы.
Все роли с пояснениями пишутся на карточках и распределяются либо на усмотрение преподавателя, либо по свободному выбору.
Правила игры. В течение игры работа групп оцениваются. Оценка может проводиться либо учителем, либо экспертным советом. Все группы в начале игры имеют по 10 баллов. В ходе игры количество балом меняется. За предложение оригинального решения добавляется 2 балла. За принятие решения удовлетворяющего всех, все группы получают по 5 баллов. За некорректное поведение снимается 5 баллов. За нарушение регламента - 1 балл.
Этапы игры.
1 этап. Зачитывается предыстория, правила, распределяются роли.
2 этап. Группам дается задание: сформулировать интересы своей группы и представить проект “поселок Авангард через 5 лет”, учитывая свою деятельность. Все предложения сдаются в администрацию, которая составляет общий проект будущего. Пока административная группа работает, остальные обсуждают интересы своей группы. Предприниматели собирают подписи, необходимые им для получения разрешения на строительство.
3 этап. Представители от каждой группы озвучивают свои наработки, после чего идет обсуждение плана представленного административной группой.
4 этап. На этом этапе участники должны принять и зафиксировать свое решение по строительству станции и по развитию поселка. Предприниматели предъявляют собранию подписи. Если собраны все подписи, решение о строительстве принимается.
5 этап. Послеигровое обсуждение разделено на 2 части.
А) Индивидуальный анализ. Участникам игры предлагается записать три важных открытия, которые они сделали, участвуя в игре.
Б) Групповой анализ проходит в форме обсуждения своих действий и подведения итогов.
Автор - Эрика Ковакс,
волонтер Корпуса Мира США,
работавшая в МАМБе в 1999г.
Публикуется в обработке Пермяковой Ольги.
РИЦ ЭО г.Владивосток.
Литература. Ю.В. Геронимус “Игра, модель, экономика”.
Р.S. В основе игры заложены реальные события.
* В авторском варианте в игру была введена еще одна ролевая группа - представители дикой природы - морские ежи, кустарники и т.д., которые тоже участвуют в собрании. В данной версии игры предполагается, что интересы представителей этой группы должны отстаивать ученые, студенты МАМБа. Участие ежей, водорослей и т.п. в собрании вносит элемент нереальности, но такая форма может быть использована при работе с младшей возрастной группой.
|